Если ваш ребенок не говорит, или у него есть другие проблемы с речью, лучшим решением будет обратиться к неврологу. У нас в клинике ведут прием доктора, которые специализируется на диагностике и лечении нарушений речи у маленьких детей. Мы работаем по принципам доказательной медицины и никогда не назначим лишних обследований и сомнительных лекарств.
Очень часто в интернете встречается диагноз «алалия» как причина проблем с речью. До сравнительно недавнего времени этот диагноз ставили при любых нарушениях речи. Алалия подразделялась на сенсорную (когда у ребенка трудности с пониманием речи), моторную (когда ребенок с трудом говорит, строит фразы, произносит звуки) и сенсорно-моторную (когда есть симптомы обоих типов).
В современной медицине диагноз «алалия» считается устаревшим и не применяется. И вот почему. Дело в том, что нарушения речи могут быть симптомом самых разных заболеваний. У этих заболеваний — разная природа, и лечение при них тоже нужно разное. Смешивать эти диагнозы — значит лишать детей необходимой медицинской помощи.
В этом случае мы бы рекомендовали получить второе мнение.
Расстройство экспрессивной речи и языка — неспособность или недостаточная способность ребенка использовать разговорную речь
Расстройство рецептивной речи и языка — неспособность или недостаточная способность понимать разговорную речь
Расстройство экспрессивной и рецептивной речи и языка — трудности и с пониманием, и с говорением
Расстройство звучания речи — проблемы с артикуляцией и произношением
Социально-коммуникативное расстройство речи — сложности с использованием речи в разных социальных ситуациях
Тугоухость различной степени
Приобретенная афазия (отсутствие речи или расстройство уже сформировавшейся речи) с эпилепсией
Интеллектуальные нарушения
Расстройство аутистического спектра
Причины у этих состояний самые разные: от поражения речевых центров из-за травм, осложнений инфекций, до генетических заболеваний, которые могут повториться в семье. Причин нарушения речи много, и, для того, чтобы разобраться и правильно поставить диагноз, нужен врач-невролог.
Проверка слуха методом коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) и консультация сурдолога
Видео-энцефалографический мониторинг сна (ВЭЭГМ) — нужен редко, при подозрении на приобретенную афазию с эпилепсией
Тест Векслера (оценка интеллекта) — нужен не всегда, и обладает не очень высокой достоверностью, но более достоверных тестов нет
Генетические тесты. Вариантов генетического тестирования очень много, и после постановки диагноза стоит обсудить дальнейшую генетическую диагностику с врачом
При расстройстве экспрессивной речи нужны занятия с логопедом
При расстройстве рецептивной речи — с поведенческим терапевтом и логопедом
При расстройстве аутистического спектра (РАС) нужна комплексная помощь: после того, как психиатр поставит диагноз, он направляет ребенка на поведенческую терапию (АВА-терапию)
При нарушении слуха — к сурдологу
При приобретенной афазии с эпилепсией с ребенком работает команда специалистов во главе с эпилептологом, а потом логопед и, возможно, поведенческий терапевт
При интеллектуальной недостаточности — команда специалистов: логопеды, педагоги, поведенческие терапевты
Часто родители слышат совет — подождать. На самом деле, ждать в такой ситуации — значит терять драгоценное время.
Логопедическая коррекция наиболее эффективна в так называемый сенситивный период развития. Получить результат у трех- или пятилетнего ребенка, которому рекомендовали «подождать», будет очень сложно.
Проблемой надо заниматься тогда, когда вы поняли, что у ребенка нет речи. Например, у малыша нет лепета (значит, он не может воспроизвести согласные звуки). В этом случае ребенку надо помогать «вызывать» эти звуки. Если календарные сроки формирования лепета подошли к концу, нет смысла ждать.
Поэтому, как только проблема стала очевидной, нужно обратиться к неврологу. А лучше всего — не пропускать профилактические осмотры у невролога, чтобы выявить речевые нарушения вовремя.
Развитие речи ребенка — очень часто предмет беспокойства родителей. Также вокруг речевого развития всегда много мифов и заблуждений. Вот некоторые из них:
Если ребенок говорит непонятно, делайте вид, что вы его не понимаете. На самом деле, это очень вредный совет. Дикция ребенка от этого не улучшится, но зато ребенок замкнется, перестанет с вами общаться — ведь его не понимают.
Надо отвести ребенка к остеопату — пусть подправит позвоночник. На самом деле, проблемы с позвоночником не влияют на развитие речи.
Невролог выпишет таблетки (ноотропы) — они помогут. На самом деле, нет препаратов с доказанной эффективностью, которые улучшают работу головного мозга. В цивилизованном мире такие препараты не назначаются.
https://www.nidcd.nih.gov/health/developmental-language-disorder
Подробнее о развитии речи у детей: https://www.asha.org/public/speech/development/