Такие специфические сложности с овладением чтением и письмом при сохранном интеллекте, при отсутствии проблем со слухом и зрением специалисты называют дислексией.
В России принято отдельно выделять:
На Западе в понятие «дислексия» (dyslexia), как правило, включают все проблемы, связанные с письменной речью: и чтение, и само письмо, и проблемы с овладением арифметикой и другой учебной информацией. Нередко у дислексиков наблюдается «синдром дефицита внимания» с гиперактивностью (СДВГ) или без нее (СДВ): это сложности с концентрацией и поддержанием внимания.
Почему у ребенка развивается дислексия? Специалисты начали обращать внимание и описывать дислексию с середины 19 века. Но до сих пор единого мнения о ее причинах нет. Чаще всего говорят о наследственных нейробиологических причинах. Ученым удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии. Единых подходов к коррекции дислексии также до сих пор не выработано.
Нужно принять особенности ребенка и проконсультироваться со специалистами. На Западе есть и особенные «специалисты по коррекции дислексии».
В России это комплекс специалистов – возможно, логопед-дефектолог направит вас на консультацию к смежным специалистам. У нас в клинике можно проконсультироваться с опытными докторами: неврологом, детским психиатром, психологом. В формате индивидуальных встреч или консилиума.
Не нужно ругать и стыдить ребенка. Не нужно его торопить. Не нужно постоянно обращать внимание на его сложности. Обращать внимание нужно на его успехи, щедро хвалить даже за маленькие успехи и удачи.
Важно понимать, что дислексия – это не психическое заболевание, не приговор. Часто люди, которым сложно овладеть чтением и письмом, бывают очень одарены в других областях. Но, конечно, ребенку в школе и за ее пределами нужна будет постоянная грамотная и терпеливая поддержка – со стороны педагогов и родителей.
Родителям стоит договариваться со школой о создании особых условий для обучения ребенка со сложностями в освоении письменной и устной речи. Например:
Для того чтобы школа обеспечила ребенку такой «особый образовательный маршрут», в России, как правило, требуется пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию).
Если ваша учительница «знать ничего не хочет о дислексии» - имейте в виду, что в 48 Статье Закона" Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ сказано: «Педагогические работники обязаны: учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями; систематически повышать свой профессиональный уровень (статья 48)».
В случае если школа и учителя, игнорирует рекомендации ПМПК – это нарушение прав ребёнка, которые родители вправе защищать всеми не запрещенными законом способами (Статья 45 273-ФЗ).
Этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресах и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.