На вопросы родителей отвечает Варвара Халецкая, невролог, кандидат медицинских наук, специалист с опытом более 20 лет.
Билингвы – это те, кто владеет двумя языками на уровне носителей.
Есть два основных типа билингвизма:
Одновременный – когда малыш с рождения воспитывается на двух языках
Последовательный – когда ребенок освоил второй язык при переезде в другую страну или стал получать двуязычное образование в школе
Билингв не просто отлично знает язык – он думает на другом языке, понимает его логику, осваивает другую культуру.
Раньше некоторые ученые считали двуязычие вредным для развития ребенка – мол, в мозгу малыша есть место только для одного языка. Утверждалось, что ребенок-билингв будет хуже учиться. До сих пор некоторые учителя рекомендуют родителям говорить с ребенком только на одном языке, «чтобы не перегружать малыша».
Это – устаревшая точка зрения!
Результаты последних международных исследований говорят о том, что:
Билингвальность не приводит к задержке речевого развития
Билингвальность улучшает некоторые когнитивные функции: память и внимание
Есть связь между двуязычием и творческими способностями – ведь ребенок общается с представителями разных культур.
Билингву действительно нужно усваивать больше фонем (звуков речи). Но мозг ребенка справляется с дополнительной языковой нагрузкой. Даже если второй язык – фонетически сложный, как, например, русский, арабский, китайский.
В большинстве случаев ребенок овладевает двумя языками в сенситивный речевой период – время от рождения до 5 лет: от младенческого гуления до полноценной речи. В этот период от ребенка не требуется осознанное владение грамматикой – малыш органично и естественно «впитывает» два языка.
Ребенок, живущий в билингвальной среде и не освоивший второй язык, будет чувствовать себя менее комфортно в общении. Осваивать второй язык все равно придется, но для ребенка постарше это будет сложнее, чем для малыша.