Правда ли, что дети-билингвы отстают в развитии?

Раньше действительно считалось, что билингвизм замедляет развитие речи у детей. А как сейчас? Полезная информация для родителей, которые растят детей, говоря на разных языках. Или у которых ребенок попал в другую языковую среду в саду/школе.

На вопросы родителей отвечает Варвара Халецкая, невролог, кандидат медицинских наук, специалист с опытом более 20 лет.

Кто такие билингвы?

Билингвы – это те, кто владеет двумя языками на уровне носителей.

Есть два основных типа билингвизма:

  • Одновременный – когда малыш с рождения воспитывается на двух языках

  • Последовательный – когда ребенок освоил второй язык при переезде в другую страну или стал получать двуязычное образование в школе

Чем это отличается от просто очень хорошего знания другого языка?

Правда ли, что дети-билингвы отстают в развитии?

Билингв не просто отлично знает язык – он думает на другом языке, понимает его логику, осваивает другую культуру.

Вреден ли билингвизм?

Раньше некоторые ученые считали двуязычие вредным для развития ребенка – мол, в мозгу малыша есть место только для одного языка. Утверждалось, что ребенок-билингв будет хуже учиться. До сих пор некоторые учителя рекомендуют родителям говорить с ребенком только на одном языке, «чтобы не перегружать малыша».

Это – устаревшая точка зрения!

Что показывают современные исследования?

Результаты последних международных исследований говорят о том, что:

  • Билингвальность не приводит к задержке речевого развития

  • Билингвальность улучшает некоторые когнитивные функции: память и внимание

  • Есть связь между двуязычием и творческими способностями – ведь ребенок общается с представителями разных культур.

Тяжело ли ребенку усваивать два языка?

Билингву действительно нужно усваивать больше фонем (звуков речи). Но мозг ребенка справляется с дополнительной языковой нагрузкой. Даже если второй язык – фонетически сложный, как, например, русский, арабский, китайский.

В большинстве случаев ребенок овладевает двумя языками в сенситивный речевой период – время от рождения до 5 лет: от младенческого гуления до полноценной речи. В этот период от ребенка не требуется осознанное владение грамматикой – малыш органично и естественно «впитывает» два языка.

Что будет, если ограничить общение с ребенком одним языком?

Ребенок, живущий в билингвальной среде и не освоивший второй язык, будет чувствовать себя менее комфортно в общении. Осваивать второй язык все равно придется, но для ребенка постарше это будет сложнее, чем для малыша.


Читайте также
Этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресах и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.