Что делать, если ребенок не хочет идти в школу?

Эксперт
Макухина Мария Дмитриевна
Клинический психолог

Если ребенок не хочет идти в школу перед началом нового учебного года — это нормальная ситуация. Дети — существа режимные и системные, им непросто дается переход к от свободного летнего режима к строгому учебному. И им просто нужно время, чтобы заново адаптироваться к рабочему графику.

Чем тут могут помочь родители? Стоит максимально поддерживать привычный для ребенка ритм жизни: соблюдать режим дня, режим питания, прогулок и отдыха. Стараться проводите с ребенком побольше времени, особенно вечером, перед отходом ко сну. Можно помочь ребенку расслабиться перед сном: сделать ему массаж, почитать книжку. Стоит давать ему больше тактильного контакта: обнимать, гладить, играть в «контактные» игры — даже если он сам об этом не просит.

Если же у ребенка в середине учебного года (не в конце полугодий, когда накапливается усталость) вдруг резко, ни с того ни с сего появляется нежелание ходить в школу, это тревожный звонок. Родителям стоит разобраться в ситуации, понять, что произошло: может быть, у ребенка проблемы с одноклассниками или с учителями, или он отстал от программы, не понимает тему.

Если одновременно с этим у него снижается интерес к другим областям жизни, он перестает ухаживать за собой, у него подавленное настроение — возможно, это признаки серьезного состояния, в котором нужна медицинская помощь. В такой ситуации ребенка стоит обследовать, чтобы исключить проблемы со здоровьем и обратиться за консультацией к психологу.

У каждого возраста есть свой ведущий мотив деятельности: в дошкольном возрасте это игра, в младшей школе — учеба, а у подростков — общение со сверстниками, которое становится важнее учебы. Если нежелание ходить в школу появилось в младших классах, это может быть связано с тем, что ребенок слишком рано пошел в школу: он «не доиграл», и не готов к школе эмоционально. В этом случае стоит дать ему возможность играть — в им самим придуманные игры: не в дидактические, где развиваются память, внимание, интеллект, а в сюжетно-ролевые, манипулятивные — где игра присутствует ради игры.

Подросток идет в школу не для того, чтобы наконец засесть за учебники, а с мыслями о том, будут ли в классе новенькие, как изменились за лето одноклассники, и как они воспримут его собственные изменения. Это нужно учитывать и, исходя из этого, искать точки, через которые можно поддерживать интерес к учебе.

Если мы вспомним свои школьные годы, то одними из самых ярких воспоминаний наверняка будут учителя-«звезды», которые любили свой предмет и умели зажечь интерес в учениках. Если таких учителей у ребенка нет, и ему не интересен ни один предмет, может быть, стоит задуматься о том, чтобы перевести его в другой класс или даже в другую школу, где подход к обучению — более творческий.

Если это по каким-то причинам невозможно, придется опираться на волевые качества ребенка, но не манипулировать его страхами и установками, говоря, например: «Не хочешь учиться — пойдешь в дворники» — это не работает ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе. С ребенком нужно быть честным, валидировать его эмоции, то есть разрешить ему чувствовать скуку, отсутствие интереса, нежелание учиться. Сказать: «Я понимаю, что тебе скучно, неинтересно, и твой учитель не лучшим образом ведет уроки, но у нас с тобой нет вариантов: ты должен получить образование — просто нужно это сделать». И договориться с ребенком о минимальном уровне, которого он должен достичь: если он будет посещать уроки и получать оценки не ниже троек, вас это устроит. Если же вы будете требовать от ребенка, которому неинтересно учиться, отличных оценок, это никак не поможет ему сдвинуться с мертвой точки.

Чтобы уметь договариваться с ребенком, нужно иметь с ним хорошие доверительные отношения. Прислушивается ли к вам ребенок, готов ли он идти на разумные уступки и следовать договоренностям? Если нет, то вам понадобится серьезная глубокая работа по налаживанию контакта с ребенком и укреплению этого контакта.

Макухина Мария Дмитриевна
Есть вопросы к доктору?
Макухина Мария Дмитриевна
Клинический психолог

Читайте также
Детская психология
Расстройства пищевого поведения (РПП)
10.11.2023
Расстройства пищевого поведения (РПП)
Детская психология
У ребенка нет друзей в школе
28.10.2023
У ребенка нет друзей в школе
Детская психология
Адаптация к школе
05.09.2023
Адаптация к школе
Детская психология
Как настроиться на новый учебный год?
17.08.2023
Как настроиться на новый учебный год?
Детская психология
Как обезопасить ребенка на прогулке?
09.05.2023
Как обезопасить ребенка на прогулке?
Детская психология
Как подготовить девочку к приему у гинеколога?
07.04.2023
Как подготовить девочку к приему у гинеколога?
Детская психология
Почему дети ведут себя плохо?
21.10.2016
Почему дети ведут себя плохо?
Детская психология
Как справиться с родительскими трудностями? Советы психолога
07.10.2016
Как справиться с родительскими трудностями? Советы психолога
Детская психология
Детская истерика. Что делать родителям?
29.09.2016
Детская истерика. Что делать родителям?
Детская психология
5 истин про школу
27.07.2016
5 истин про школу
Детская психология
5 истин про садик
15.07.2016
5 истин про садик
Этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресах и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.