Проводилось много экспериментов, в ходе которых человек уговаривал незнакомых детей пойти с ним, обещая им показать щенка, угостить конфетой, отвести к маме и так далее. Результаты получились удручающие: 9 из 10 детей соглашались уйти с незнакомцем, несмотря на все предостережения родителей.
Как правильно подготовить ребенка к самостоятельным прогулкам, рассказывает клинический психолог Мария Макухина.
Женщина с ребенком просит о помощи, и для этого нужно куда-то с ней пойти. Нужно объяснить ребенку, что, если взрослый человек просит его о помощи – это «красный флаг», сигнал об опасности. Нужно разворачиваться, бежать от него со всех ног, не вступая ни в какой контакт.
Если о помощи просит ребенок, нужно узнать, что случилось, проанализировать ситуацию. И действовать по обстоятельствам: позвонить в экстренную службу и/или своим родителям, чтобы рассказать им о происходящем. И ни в коем случае никуда ни с кем не идти!
Незнакомый взрослый со щенком или котенком предлагает пойти с ним, чтобы посмотреть на других щенков. Для ребенка это, как правило, мощный триггер, он импульсивно на него реагирует и может забыть все, чему его учили. Ребенок должен знать, что вступать в контакт с незнакомыми взрослыми нельзя (кроме ситуации, когда взрослый с ребенком на детской площадке просит обменять формочку на совок).
Эта ситуация напрямую связана с понятием телесных границ. Если мы хотим, чтобы ребенок понимал свои границы и знал, как с ним нельзя обращаться, мы тоже не должны эти границы нарушать: не целовать, не обнимать, не гладить ребенка против его воли. Если он не хочет, например, целовать бабушку, мы его не заставляем, даже если «бабушка обидится». Сюда же относится щекотка, когда ребенок пытается оттолкнуть взрослого, а тот продолжает его щекотать. И медицинские манипуляции с удержанием – это тоже нарушение телесных границ ребенка.
С самых малых лет мы обучаем ребенка тому, что он может отвергнуть физический контакт, если он ему неприятен. И вообще сказать «нет» - например в ситуации, когда просят поделиться игрушками. Конечно, нужно рассказывать ребенку, что делиться хорошо и правильно, но у него должно быть право отказаться. Это возможность лишний раз попрактиковаться в установке своих границ. Чем лучше ребенок будет понимать и чувствовать свои границы, тем выше вероятность, что в экстремальной ситуации он закричит, вырвет руку, убежит.
Старайтесь не просто инструктировать ребенка, а развивать в нем самоконтроль, саморегуляцию, логическое мышление, способность к анализу. Это можно сделать, развивая у ребенка навыки самообслуживания (не делая за него то, что он может сделать сам), активно поощряя его самостоятельность в разных областях, даже если результат получается совсем не идеальный.
Как известно, человек реагирует на опасность одним из трех способов: «бей», «беги» или «замри». Нужно постараться приучить ребенка в опасной ситуации переключаться в режим «беги».
Очень важно иметь с ребенком связь (телефон или умные часы), чтобы в любой странной ситуации он мог связаться с вами и рассказать, что происходит. Например, если незнакомый взрослый говорит, что он папин друг, и что папа просил его привести, нужно отойти в сторону, позвонить папе и выяснить, посылал ли он кого-нибудь.
Нужно научить ребенка отличать полицейских от других людей в форме: показать ему отличительные знаки, рассказать, что у полицейского на поясе пистолет или дубинка и т.д.
Что делать ребенку, если он попал в опасную ситуацию, а вокруг никого нет? Здесь тоже поможет телефон или «умные» часы с тревожной кнопкой, GPS-метка в кармане верхней одежды. И ребенку нужно постараться добежать туда, где много людей.
Чтобы лучше донести до ребенка правила безопасности, можно читать с ним книжки на эту тему, смотреть мультфильмы, проигрывать опасные ситуации на игрушках, сочинять сказки, в которых в такие ситуации попадают герои. До младшего школьного возраста правила усваиваются только через игру: бесполезно «давить» на сознательность, требовать от ребенка осознания на интеллектуальном уровне.