Как обезопасить ребенка на прогулке?

Проводилось много экспериментов, в ходе которых человек уговаривал незнакомых детей пойти с ним, обещая им показать щенка, угостить конфетой, отвести к маме и так далее. Результаты получились удручающие: 9 из 10 детей соглашались уйти с незнакомцем, несмотря на все предостережения родителей. 

Как правильно подготовить ребенка к самостоятельным прогулкам, рассказывает клинический психолог Мария Макухина.

Какие ловушки обычно используют злоумышленники?

Женщина с ребенком просит о помощи, и для этого нужно куда-то с ней пойти. Нужно объяснить ребенку, что, если взрослый человек просит его о помощи – это «красный флаг», сигнал об опасности. Нужно разворачиваться, бежать от него со всех ног, не вступая ни в какой контакт.

Если о помощи просит ребенок, нужно узнать, что случилось, проанализировать ситуацию. И действовать по обстоятельствам: позвонить в экстренную службу и/или своим родителям, чтобы рассказать им о происходящем. И ни в коем случае никуда ни с кем не идти!

Незнакомый взрослый со щенком или котенком предлагает пойти с ним, чтобы посмотреть на других щенков. Для ребенка это, как правило, мощный триггер, он импульсивно на него реагирует и может забыть все, чему его учили.  Ребенок должен знать, что вступать в контакт с незнакомыми взрослыми нельзя (кроме ситуации, когда взрослый с ребенком на детской площадке просит обменять формочку на совок).

Что делать, если взрослый человек схватил ребенка за руку и куда-то тащит?

Как обезопасить ребенка на прогулке?

Эта ситуация напрямую связана с понятием телесных границ. Если мы хотим, чтобы ребенок понимал свои границы и знал, как с ним нельзя обращаться, мы тоже не должны эти границы нарушать: не целовать, не обнимать, не гладить ребенка против его воли. Если он не хочет, например, целовать бабушку, мы его не заставляем, даже если «бабушка обидится». Сюда же относится щекотка, когда ребенок пытается оттолкнуть взрослого, а тот продолжает его щекотать. И медицинские манипуляции с удержанием – это тоже нарушение телесных границ ребенка. 

С самых малых лет мы обучаем ребенка тому, что он может отвергнуть физический контакт, если он ему неприятен. И вообще сказать «нет» - например в ситуации, когда просят поделиться игрушками. Конечно, нужно рассказывать ребенку, что делиться хорошо и правильно, но у него должно быть право отказаться. Это возможность лишний раз попрактиковаться в установке своих границ. Чем лучше ребенок будет понимать и чувствовать свои границы, тем выше вероятность, что в экстремальной ситуации он закричит, вырвет руку, убежит. 

Вам нужен доктор? Мы поможем!

Как еще можно обезопасить ребенка?

  • Старайтесь не просто инструктировать ребенка, а развивать в нем самоконтроль, саморегуляцию, логическое мышление, способность к анализу. Это можно сделать, развивая у ребенка навыки самообслуживания (не делая за него то, что он может сделать сам), активно поощряя его самостоятельность в разных областях, даже если результат получается совсем не идеальный.

  • Как известно, человек реагирует на опасность одним из трех способов: «бей», «беги» или «замри». Нужно постараться приучить ребенка в опасной ситуации переключаться в режим «беги».

  • Очень важно иметь с ребенком связь (телефон или умные часы), чтобы в любой странной ситуации он мог связаться с вами и рассказать, что происходит. Например, если незнакомый взрослый говорит, что он папин друг, и что папа просил его привести, нужно отойти в сторону, позвонить папе и выяснить, посылал ли он кого-нибудь.

  • Нужно научить ребенка отличать полицейских от других людей в форме: показать ему отличительные знаки, рассказать, что у полицейского на поясе пистолет или дубинка и т.д.

  • Что делать ребенку, если он попал в опасную ситуацию, а вокруг никого нет? Здесь тоже поможет телефон или «умные» часы с тревожной кнопкой, GPS-метка в кармане верхней одежды. И ребенку нужно постараться добежать туда, где много людей.

  • Чтобы лучше донести до ребенка правила безопасности, можно читать с ним книжки на эту тему, смотреть мультфильмы, проигрывать опасные ситуации на игрушках, сочинять сказки, в которых в такие ситуации попадают герои. До младшего школьного возраста правила усваиваются только через игру: бесполезно «давить» на сознательность, требовать от ребенка осознания на интеллектуальном уровне.


Читайте также
Детская психология
Нужно ли будить ребенка?
05.09.2024
Нужно ли будить ребенка?
Детская психология
04.09.2024
Как успокоить плачущего малыша?
Детская психология
Расстройства пищевого поведения (РПП)
10.11.2023
Расстройства пищевого поведения (РПП)
Детская психология
У ребенка нет друзей в школе
28.10.2023
У ребенка нет друзей в школе
Детская психология
Адаптация к школе
05.09.2023
Адаптация к школе
Детская психология
04.09.2023
Что делать, если ребенок не хочет идти в школу?
Детская психология
Как настроиться на новый учебный год?
17.08.2023
Как настроиться на новый учебный год?
Детская психология
Как подготовить девочку к приему у гинеколога?
07.04.2023
Как подготовить девочку к приему у гинеколога?
Детская психология
Почему дети ведут себя плохо?
21.10.2016
Почему дети ведут себя плохо?
Детская психология
Как справиться с родительскими трудностями? Советы психолога
07.10.2016
Как справиться с родительскими трудностями? Советы психолога
Детская психология
Детская истерика. Что делать родителям?
29.09.2016
Детская истерика. Что делать родителям?
Детская психология
5 истин про школу
27.07.2016
5 истин про школу
Этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресах и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов.