Если ребенок не хочет идти в школу перед началом нового учебного года — это нормальная ситуация. Дети — существа режимные и системные, им непросто дается переход к от свободного летнего режима к строгому учебному. И им просто нужно время, чтобы заново адаптироваться к рабочему графику.
Чем тут могут помочь родители? Стоит максимально поддерживать привычный для ребенка ритм жизни: соблюдать режим дня, режим питания, прогулок и отдыха. Стараться проводите с ребенком побольше времени, особенно вечером, перед отходом ко сну. Можно помочь ребенку расслабиться перед сном: сделать ему массаж, почитать книжку. Стоит давать ему больше тактильного контакта: обнимать, гладить, играть в «контактные» игры — даже если он сам об этом не просит.
Если же у ребенка в середине учебного года (не в конце полугодий, когда накапливается усталость) вдруг резко, ни с того ни с сего появляется нежелание ходить в школу, это тревожный звонок. Родителям стоит разобраться в ситуации, понять, что произошло: может быть, у ребенка проблемы с одноклассниками или с учителями, или он отстал от программы, не понимает тему.
Если одновременно с этим у него снижается интерес к другим областям жизни, он перестает ухаживать за собой, у него подавленное настроение — возможно, это признаки серьезного состояния, в котором нужна медицинская помощь. В такой ситуации ребенка стоит обследовать, чтобы исключить проблемы со здоровьем и обратиться за консультацией к психологу.
У каждого возраста есть свой ведущий мотив деятельности: в дошкольном возрасте это игра, в младшей школе — учеба, а у подростков — общение со сверстниками, которое становится важнее учебы. Если нежелание ходить в школу появилось в младших классах, это может быть связано с тем, что ребенок слишком рано пошел в школу: он «не доиграл», и не готов к школе эмоционально. В этом случае стоит дать ему возможность играть — в им самим придуманные игры: не в дидактические, где развиваются память, внимание, интеллект, а в сюжетно-ролевые, манипулятивные — где игра присутствует ради игры.
Подросток идет в школу не для того, чтобы наконец засесть за учебники, а с мыслями о том, будут ли в классе новенькие, как изменились за лето одноклассники, и как они воспримут его собственные изменения. Это нужно учитывать и, исходя из этого, искать точки, через которые можно поддерживать интерес к учебе.
Если мы вспомним свои школьные годы, то одними из самых ярких воспоминаний наверняка будут учителя-«звезды», которые любили свой предмет и умели зажечь интерес в учениках. Если таких учителей у ребенка нет, и ему не интересен ни один предмет, может быть, стоит задуматься о том, чтобы перевести его в другой класс или даже в другую школу, где подход к обучению — более творческий.
Если это по каким-то причинам невозможно, придется опираться на волевые качества ребенка, но не манипулировать его страхами и установками, говоря, например: «Не хочешь учиться — пойдешь в дворники» — это не работает ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе. С ребенком нужно быть честным, валидировать его эмоции, то есть разрешить ему чувствовать скуку, отсутствие интереса, нежелание учиться. Сказать: «Я понимаю, что тебе скучно, неинтересно, и твой учитель не лучшим образом ведет уроки, но у нас с тобой нет вариантов: ты должен получить образование — просто нужно это сделать». И договориться с ребенком о минимальном уровне, которого он должен достичь: если он будет посещать уроки и получать оценки не ниже троек, вас это устроит. Если же вы будете требовать от ребенка, которому неинтересно учиться, отличных оценок, это никак не поможет ему сдвинуться с мертвой точки.
Чтобы уметь договариваться с ребенком, нужно иметь с ним хорошие доверительные отношения. Прислушивается ли к вам ребенок, готов ли он идти на разумные уступки и следовать договоренностям? Если нет, то вам понадобится серьезная глубокая работа по налаживанию контакта с ребенком и укреплению этого контакта.
Назад